Второй этап запоминания информации — это сберегание. Для сберегания я использую два инструмента: технику Ричарда Фейнмана и метод Никлас Луман, который называется Цеттелькастен.
Я сберегаю знания так: выписываю их в заметки и выстраиваю между ними связи с помощью хэштегов и ссылок.
Это похоже на то, как детектив ведёт расследования и связывает факты, улики, жертв и другие материалы между собой с помощью линий и булавок.

Чтобы делать конкретно такие же доски, понадобится программа Obsidian. Она сделана специально для метода Цеттелькастен.
Про Obsidian расскажу позже, ведь дело не в программах, а в связи между заметками. Связь можно установить даже в стандартном приложении на Айфоне:

Заметки в Айфоне не были разработаны под метод Цеттелькастен, поэтому вид сверху там не такой наглядный, как в Obsidian но всё же есть:

Записать так, чтобы понял любой
Лучшую технику для записывания новой информации придумал физик и преподаватель Ричард Фейнман. Я пользуюсь его методом:
1. Выбираю материал, в котором хочу разобраться.
2. Записываю объяснение, как будто предстоит обучить этому друга.
3. Как только запинаюсь в объяснениях, возвращаюсь к материалу и закрываю пробелы (это про вспоминание: невозможно записать объяснение с первого раза без обращения к исходному материалу).
4. Избавляюсь от профессиональных терминов и запутанности языка, чтобы упростить информацию до такой степени, чтобы её смогли понять миллион человек.
Это объяснение я адаптировал под себя. У Фейнмана было не миллион человек, а пятилетний ребёнок. Я не знаю каково это — объяснять что-то пятилетнему ребёнку. Зато прекрасно знаю, как важно упрощать информацию, чтобы она стала понятнее большему количеству людей.
💡 Фейнман рекомендует использовать аналогии. Аналогии соединяют сложные идеи во что-то понятное, облегчая восприятие информации. В этой статье тоже есть своя аналогия — детективная доска. Если через неделю захотите пересказать эту статью знакомым, вспомните о детективной доске из заметок.
Техника Фейнмана помогает создать заметку и запомнить информацию из неё. Дальше нужно связать заметку с другими записями.
Выстроить связь
Записанным заметкам нужна связь и навигация. Организовать заметки важно, чтобы к ним было удобно возвращаться на этапе повторения. Ну и иначе всё превратиться в заброшенную свалку, как это бывает с закладками.
Для организации заметок я использую метод Цеттелькастен. Короткое объяснение метода — это когда любая новая заметка логично связываться с теми, что уже написаны.
Программа не имеет значения, важен метод организации. Используется два инструмента:
- Перелинковка. Когда заметка дополняет мысли другой моей заметки, то я ставлю на неё ссылку. Например, год назад и делал конспект урока, а сегодня наткнулся на похожую мысль в книге. Я запишу мысль из книги и свяжу их ссылкой с конспектом урока.
- Теги. Когда смотришь на связь нескольких заметок, начинаешь замечать, что их можно объединить в большие темы. Например, я часто пишу про изменения в жизни, поэтому придумал тег «всёкороче». А ещё я читаю Паланика и записываю его идеи под тегом «чакпаланик». Когда я захочу освежить в памяти какую-то неконкретную информацию на одну из этих тем, то буду искать заметки по тегам.
Такие штуки можно создавать где угодно: в Ноушне, Обсидиане, Телеграме или в блоге на сайте.
Выводы: чтобы запомнить прочитанную информацию, я записываю ее простыми словами по технике Фейнмана и организовываю такие заметки по методу Цеттелькастен. На выходе получается страница с парой ссылок на похожие записи и одним-двумя хэштегами.
Вспоминание → сбережение новых знаний → повторение (скоро)
Ссылки для тех, кто хочет серьезно заморчиться созданием базы знаний:
Метод Zettelkasten: статья на Харбе
Метод Zettelkasten в программе Обсидиан: видео на Ютубе
Подписывайся на Телеграм-канал
Рассказываю, как делать контент для бизнеса, находить клиентов и вести переговоры так, чтобы проекты приносили много радости и денегПодписочка